Вначале проектирования ангара для малой авиации решается вопрос о временной или постоянной дислокации воздушного судна. Будет ли ангар демонтирован в ближайшем будущем или расчет на долгосрочную перспективу?
На этой базе решается вопрос о выборе конструкции для ангара. Далее, необходимо решить, насколько надежным должно быть строение, чтобы защитить дорогую технику внутри? Насколько материалы и технологии постройки способны защитить от агрессивности вандалов? В зависимости от степени антивандальной защиты выбирается либо тентовый вариант покрытия, либо металлизированный. Между прочим, не только антивандальные риски влияют на выбор покрытия, но и климатические условия, прежде всего, какая снеговая и ветровая нагрузки присутствуют в регионе дислокации.
В бесснежных регионах необходимость строить из металлических профилей определяется лишь фактором криминогенной обстановки. Если уровень такой обстановки невысокий, то целесообразно строить ангар из тентовых материалов. Это дешевле и проще чем из металла.
Следующий вопрос, который нужно регить связан с размерами ангары, что напрямую зависит от размера самолета. Воздушному судну там не должно быть "тесно", кроме того, необходимо оставить свободную площадь внутри для ремонтных работ и инструмента и других материальных ценностей.
Нагрузка от ветров и снегов элементарно определяется соответствующей летной картой региона. Из нее рассчитывается нагрузка на несущие детали конструкции, правильный расчет будет определяющим фактором безопасной и продолжительной эксплуатации строения. Здесь же решается и вопрос типа фундамента.
Какие типы современных фундаментов для авиационных ангаров существуют вообще?
Первый тип - это ленточный фундамент. Такой фундамент строится, когда на несущие детали предполагается высокая нагрузка,а вся конструкция ангара будет иметь большой вес. Дополнительным обстоятельством для постройки этого типа фундамента является зыбкость почвы. В принципе строители сходятся во мнении, что данный тип является наиболее надежным и безопасным для всего комплекса.
Второй тип - свайно-винтовой. Обычно при выборе этого типа строители учитывают два фактора: наличие "тяжелых" строений в непосредственной близости от места строительства ангара и наличие подземных коммуникаций. Все эти факторы ослабляют грунт и делают рискованным возведение тяжелого фундамента. Здесь альтернативой и выступает свайный вариант. Сваи берутся значительного диаметра и вводятся в почву на достаточную глубину.
Третьий тип - столбчатый фундамент. Для его строительства есть ограничение: его нельзя использовать на подвижных почвах. Его также нельзя назвать самым надежным видом фундаментов, но в ряде случаев его применение вполне оправдано и с точки зрения расхода материалов, и с точки зрения эксплуатационных характеристик. В первую очередь, его использование оправдано, когда планируется строить бескаркасную модель ангара. Но для усиления безопасности строители рекомендуют сделать еще и ростверк.
Каркасный из легких металлических профилей (ЛМК) ангар, без сомнений, наиболее популярный тип в нашей стране. данный вид ангаров можно назвать наиболее распространенным. Простота профилей и высокая скорость сборки - вот главные причины успеха. Каркасом являются балки конструкций или облегченные металлические профили. Покрывают сооружение как правило профлистом или тентом. Главный плюс: быстро возводится без привлечения строительной техники. Минус: часто требуется капитальный фундамент из-за большого веса.
Стальной каркас из двутавровых балок. Суть та же, что в прошлом варианте, только несущими деталями становятся т.н. двутавровые балки. Строят сооружения подобного типа, если заказчику нужен большой по габаритам и высоте объект.Плюс: солидная высота ангара (соответствует 9-10 этажному дому). Минус: цена продукции и большой вес.
Тентовый ангар. Этот тип оправдано возводить в зонах теплого климата, где снежный покров или минимальный, или отсутствует совсем. Это ангары каркасного плана с покрывалом в виде тента. Плюс: быстрота монтажа и относительно недорого, при этом заявленный срок службы - четверть века (столько служит прочный тент). Минус: отсутствует антивандальная защита и минимально допустимые нагрузки на каркас. Кроме этого, необходима постоянная охрана территории с объектом.
Бескаркасные ангары. Они в свою очередь делятся на разборные и неразборные модели. Основой для строительства этого типа ангаров являются стальные листы. В местах их соединений друг с другом делаются отверстия, куда вставляются крепежные элементы, например, винты и гайки или же втулки с фиксаторами. В неразборных конструкциях части соединяются наглухо путем сварки. Понятно, что разборные конструктивы более удобны, т.к. ангар может быть разобран и перевезен в новую локацию, но за счет более сложной системы крепежа и монтажа стоимость таких ангаров дороже чем неразборных, разборные системы часто нуждаются в сервисном обслуживании из-за ослабления и даже замены элементов крепежа. Плюс: быстрая скорость монтажа. Минус: невысокая степень сопротивления ветровому давлению на конструкцию.